Парламент Якутии рассмотрел организацию образовательного процесса

Состоялся круглый стол в формате ВКС

Парламент Якутии рассмотрел организацию образовательного процесса

Парламент Якутии рассмотрел организацию образовательного процесса. Фото: пресс-служба ведомства

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 10 июня 2020 года состоялся круглый стол на тему «Приоритетные и концептуальные основы организации образовательного процесса в условиях формирования Якутской столичной агломерации (в рамках Послания Главы Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года)». Мероприятие прошло в формате видеоконференцсвязи, сообщили ИА YakutiaMedia в пресс-службе Парламента региона. 

Участие приняли председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев, народные депутаты республики, руководители и представители исполнительных органов госвласти, Якутской городской Думы, Окружной администрации г. Якутска, районного Совета депутатов Мегино-Кангаласского улуса. Модератором круглого стола выступила председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева.

Феодосия Габышева подчеркнула актуальность темы, отметив, что формирование Якутской столичной агломерации является одним из приоритетов Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с целевым видением до 2050 года.

«Сегодня мы видим Якутск как территорию реализации личностных стратегий в образовании. Такими являются ключевая идея и основной запрос на образование со стороны детей и их родителей. Характерной особенностью становится востребованность именно опережающего образования, реализации идеи «города как образовательной среды» с развитием ресурсов системы дополнительного образования, необразовательных организаций (музейная педагогика, клубная работа, образовательные путешествия и т.д.), привлечения человеческих ресурсов местных сообществ и родительской общественности. Все эти вопросы очень актуальны и нуждаются в обсуждении», — подчеркнула парламентарий.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев сообщил, что поручил профильному комитету заняться разработкой концептуальных основ образовательного процесса Якутской столичной агломерации. Он считает, что в условиях увеличивающейся внутренней миграции запаздываем с идеями.

«Много вопросов к градостроительной политике, которая препятствует полноценной реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, санитарных норм и иных требований, которые предъявляются организации образовательного процесса. Мы должны объединить усилия и разработать совместные предложения, чтобы в будущем наши дети могли получить качественное образование. Это один из первых шагов в сторону создания системы образовательного процесса якутской агломерации», — считает Петр Гоголев.

Он отметил, что со своей стороны готов вынести предложения круглого стола на утверждение пленарного заседания Ил Тумэн, чтобы парламент Якутии полноценно взялся за их реализацию.

Далее  с докладом выступила первый заместитель Председатель Якутской городской Думы Евдокия Евсикова. Докладчик пояснила, что Якутская столичная агломерация представляет собой объединение поселений разного масштаба близко расположенных друг к другу вокруг города Якутска.  Согласно «Стратегии Якутии-2032» она включает в себя городские округа Якутск и Жатай, поселки Нижний Бестях и Мохсоголлох, город Покровск и село Намцы, а также близлежащие сельскохозяйственные районы республики. Сегодня столичная агломерация определена как один из центров экономического роста Якутии.

«Столичная агломерация только формируется, поэтому в настоящее время мы говорим о городском округе «город Якутск», как части столичной агломерации, который представляет собой объединение 8 городских округов и 7 пригородных территорий», — уточнила она.

Евдокия Ивановна отметила, что население городского округа ежегодно растет за счет увеличения рождаемости, большого притока населения с улусов республики, регионов РФ и стран СНГ. За последние 10 лет согласно статистике, жителей Якутска стало больше на 20 %, как следствие, увеличивается и число детей школьного и дошкольного возраста.

Если в начале 2011-2012 учебного года в 50 общеобразовательных учреждениях городского округа «город Якутск» в 1 305 классах обучалось всего 33 858 учащихся, то в 2019-2020 учебном году в 51 школах в 1 700 классах обучается 47 231 учеников. Прирост населения школьного возраста составил 13 373 человек. Только за последний учебный год, по сравнению с предыдущим, было открыто дополнительно более 70 классов, а количество школьников увеличилось более чем на 2 тысячи детей. Из 51 муниципального общеобразовательного учреждения 47 работают в две смены. Средняя наполняемость классов составляет около 30 человек. Здания муниципальных общеобразовательных учреждений используются с большой перегрузкой. Фактическое количество обучающихся превышает норму на 50 %.  

Все последние годы Окружной администрацией, Управлением образования города Якутска  при поддержке депутатского корпуса ведется активная работа по поиску помещений для размещения дополнительных классов, по реконструкции помещений в самих зданиях общеобразовательных учреждений, большую роль в этом сыграли и дополнительно предоставляемые финансовые средства из регионального и федерального бюджетов, сообщила она.

Несмотря на это сегодня в городском округе «город Якутск» остро стоит вопрос обеспечения школьников учебными местами. В конце 2016 года была утверждена «дорожная карта» перевода школ Якутска на односменное обучение до 2025 г. Согласно этому плану необходимо строительство 35 новых школ, 12 пристроев и выкуп объектов для школ в центре города.  

Докладчик отметила, что исполнение Государственной программы РС (Я) «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях РС (Я) в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2016-2025 годы» в ближайшие годы на территории городского округа «город Якутск», особенно в центре города, возможно только при решении вопросов выкупа помещений и размещения дополнительных классов муниципальных общеобразовательных учреждений на первых этажах вновь вводимых объектов жилого фонда.

Систему дошкольного образования городского округа «город Якутск» представляют 106 организаций дошкольного образования: 61 муниципальное дошкольное образовательное учреждение, 1 ведомственный детский сад СО РАН, 44 частных детских сада, из которых 39 учреждений имеют лицензию на образовательную деятельность. В г. Якутске получают дошкольное образование в муниципальных и частных детских садах, в группах полного дня и кратковременного пребывания при образовательных учреждениях 22 630 детей. В 2011г. эта цифра составляла 12 802 детей, увеличение составило почти 10 тысяч детей – 43,4%. Для того чтобы обеспечить маленьких горожан местами в дошкольных учреждениях, в столице продолжается строительство детских садов. В настоящее время проводится комплектование детей в муниципальные детские сады, несмотря на удаленную работу. Всего в сентябре 2020 года в муниципальные детские сады пойдут 5930 детей, включая пригородные детские сады. 

Для решения озвученных вопросов необходимо строительство школ и детских садов на территории городского округа, продолжение работы по выкупу помещений для размещения дополнительных классов общеобразовательных школ г. Якутска и дополнительных групп на строительстве 1 этажей, целевое выделение средств на проведение капитального ремонта образовательных учреждений и реконструкцию дополнительных помещений, заключает Евдокия Евсикова.

Следующим выступил начальник Управления образования ГО «город Якутск» Алексей Семенов. Он подробно рассказал о работе учреждений образования на территории города Якутска в условиях введения ограничительных мер и новых санитарно-эпидемиологических требований.

Алексей Семенов сообщил, что было проведено анкетирование, в котором приняли участие 37 тыс. 440 работников образования. Опрос показал, что коллектив Управления образования и педагогические коллективы школ города Якутска, имея опыт организации обучения в карантинные и актированные дни, смогли оперативно мобилизовать организационные, кадровые, методические ресурсы, найти подходы и решения для организации обучения.

Как показал анализ, среди проблемных моментов – отсутствие нормативно-правовой базы и принятых регламентов при переходе на дистанционное обучение. В частности, учителя отмечают, что выбор единых платформ по предметам, единой системы контроля облегчил бы задачу перехода на дистанционный режим работы с обучающимися.

Остаются открытыми вопросы нормирования труда педагога.  Администрации школ указывают, что при организации дистанционного обучения акцент ставился, в основном, на соблюдении прав родителей и обучающихся. Это подтверждается решением проблемных вопросов по обращениям родителей, ненормированным графиком работы учителей-предметников.  

«В целом, практика показала, что необходимо создать единую республиканскую платформу, которая объединила бы ресурсы, прошедшие экспертизу и показавшие свою надежность, отвечали бы требованиям к содержанию материалов, дизайну и техническим возможностям,» — отметил Алексей Семенов.

Председатель районного Совета депутатов Мегино-Кангаласского улуса Павел Сазонов, как представитель муниципалитета, крупный населенный пункт которого – поселок Нижний Бестях, в котором проживает 50 % населения улуса, входит в Якутский столичный агломерат, выступил с видением экономической стороны вопроса. Он отметил, что в результате создания Якутской столичной агломерации Мегино-Кангаласский район получит дальнейшее развитие всех сфер жизни, в том числе и сферы образования. Одним из ключевых вопросов, возникающих сегодня в районе по данному направлению, является материально-техническая база образовательных учреждений, вопросы строительства детских садов, спортивных центров, поддержка молодого, подрастающего поколения в условиях оптимизации бюджета всех уровней.

Далее участники перешли к вопросам и обсуждению темы круглого стола.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева попросила прокомментировать первого заместителя министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Михаила Присяжного видение по совершенствованию инфрастуктуры образовательных учреждений в условиях агломерации.

Присяжный согласился со спикером парламента Якутии, отметив, что

«мы серьезно опаздываем с определением приоритетов».

Образование столичной агломерации не должно ограничиваться решением вопросов образования только городского округа, без привлечения близлежащих районов, считает Михаил Юрьевич. Он сказал о необходимости рационализации внутренних прилегающих территорий и населенных пунктов. Привел пример других городов страны, решающих вопросы нехватки мест в городских агломерациях за счет прилегающих территорий. Для разрешения вопросов организации образовательного процесса в общеобразовательных школах города Якутска Михаил Присяжный предложил Управлению образования г. Якутска рассмотреть с Министерством образования и науки региона возможность увязки старшей школы с системой среднего профессионального образования. Также он отметил необходимость взаимодействия с пригородными и окраинными школами для повышения качества образования. А также предложил передать часть обучающихся г. Якутска на республиканский уровень на примере Международной Арктической школы.

Спикер парламента Якутии Петр Гоголев считает, что при организации образовательного процесса в условиях Якутской столичной агломерации нужно искать новые, нестандартные подходы. И что при их внедрении, система образования неизбежно будет проходить через определенную «ломку» сложившегося порядка. Он поддержал позицию Министерства образования и науки РС (Я) в этом вопросе, сказав о необходимости расширения функций, перестройки системы среднего-профессионального образования. В качестве конкретного действия, спикер парламента Якутии предложил создать межведомственную рабочую группу по разработке Концепции образования Якутской столичной агломерации, чтобы в том числе всеобщими усилиями решать накопившиеся вопросы столичного образования.

Вопросы докладчикам задали народные депутаты республики Иван Данилов, Алена Атласова, Марина Силкина.

Иван Данилов предложил в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) разработать отдельный раздел по социально-экономическому развитию города Якутска, где, в том числе, были бы детально прописаны пути развития образования Якутской столичной агломерации. Так же он высказался за создание точек опоры в районах Якутии. Самые лучшие школы должны быть в деревнях, считает депутат.

Парламентарий Алена Атласова спросила, как сегодня решается вопрос с созданием дополнительных первых классов, планирует ли Управление образования применить навыки по дистанционному обучению детей в школах г. Якутска в период актированных дней и карантина. Она также сказала о необходимости строительства новых школ на территории города Якутска и попросила Министерство образования и науки рассказать о работе по привлечению федеральных средств на строительство общеобразовательных учреждений на территории городского округа.  

Народный депутат республики Марина Силкина отметила высокие темпы рождаемости, и что столичное образование не успевает обеспечить всех обучающихся школами в пошаговой доступности. Парламентарий задала вопрос по строительству школ в частном секторе.

Председатель постоянной комиссии Якутской городской Думы по социальной политике Айаан Васильев, в свою очередь, предложил совместными усилиями актуализировать план мероприятий «дорожной карты» перевода школ Якутска на односменное обучение до 2025 г., принятый в 2016 году.

Подводя итоги круглого стола, Феодосия Габышева поблагодарила всех участников за обстоятельный разговор. Она попросила до 15 июня направить в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций все свои предложения для включения в итоговый документ.

Источник: yakutiamedia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий